Воронеж

«Боец! Спасая всю страну, ты должен отстоять Воронеж»

Воронеж – город с непростой героической историей. За всю войну было только два города, где линия фронта проходила по жилым районам – Сталинград и Воронеж. Воронеж служил своего рода воротами, открывавшими фашистам путь к Сталинграду, к Волге. Вот почему Главштаб немецкой армии уже в апреле 1942 года сосредоточил все внимание на этом участке, определив взятие Воронежа одной из главнейших задач. Операция под кодовым названием «Fall Blau» должна была осуществляться силами 900-тысячной группировки вермахта при поддержке 1200 танков, 1640 самолетов и 17 тысяч орудий. Для обороны города оставались 
лишь батальоны ополченцев, несколько батальонов НКВД, курсанты школы милиции, кавалеристы и 232-я дивизия, еще не прошедшая комплектацию и обучение. 

Но несмотря на такой перевес в силах противников, опасения Гитлера, боявшегося, что взятие Воронежа потребует слишком много затрат, оправдались. Штурм начался рано утром 6 июля 1942 года. Защитники бились за каждую улицу, за каждый дом. В итоге город разделился на две половины –левобережную, которую удалось отстоять, и правобережную, захваченную немецкими войсками. В Воронеже на момент оккупации оставалось примерно 200 тысяч жителей. В захваченном городе тут же начало работать партизанское движение, которое насчитывало боле 5000 человек. Воронеж оказался единственным городом Европы, где оккупационный фашистский режим не смог установить свою администрацию 
и назначить бургомистра. Жители города не хотели подчиняться новым порядкам. Смерть грозила фашистским оккупантам в каждом дворе, в каждом подъезде, в каждом окне.

7 июля 1942 года генерал-фельдмаршал Максимилиан фон Вейхс объявил солдатам об окончательном захвате Воронежа, но это стало только началом сопротивления. В этот же день был образован Воронежский фронт. Все попытки врага перебраться на левый берег встречали яростный отпор. Гитлер распорядился бросить на Воронежский рубеж полк, в котором сам когда-то служил в чине ефрейтора. Это должно было вдохновить солдат, однако в считанные дни от элитного подразделения остались лишь 8 человек. Для подкрепления своих частей в оккупированном городе немцы были вынуждены отправить дивизию из-под Сталинграда. Начальник штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер писал в своем дневнике, что «24-я танковая армия и дивизия "Великая Германия" рискуют быть истребленными в наступлении на укрепленный Воронеж». И Воронеж не сдавался. В августе 1942 года советское командование поставило задачу создать на правом берегу плацдарм, откуда можно было бы начать новое контрнаступление. Для форсирования реки был придуман хитроумный план. Бойцы по ночам сооружали подводную переправу, насыпая щебень, битый кирпич, осколки бетонных сооружений. Скрытая полуметровой толщей воды, переправа оставалась невидимой для вражеских самолетов. По ней в одну из ночей на правый берег перешли наши отряды и неожиданно ударили по врагу.

В результате внезапного нападения, был захвачен плацдарм в правобережной части города, получивший название Чижовский. 
Много месяцев непрерывных уличных боев, артобстрелов, авианалетов, снайперских обстрелов выдержала Чижовка, оттягивая на себя значительные силы противника и дав возможность подойти основным частям Красной Армии. Сражения на Чижовском плацдарме, прозванном «долиной смерти», не прекращались до самого освобождения города. Сколько наших солдат полегло на этом участке, точно так и неизвестно, до сих пор здесь продолжают находить останки бойцов. В «братской могиле №1» мемориала «Чижовский плацдарм» покоятся более 15 000 солдат, но известны фамилии только 3545 из них. Это самое большое захоронение времен Великой Отечественной войны в Воронеже. В ночь 
с 24 на 25 января 1943 года на левом берегу города сосредоточились мощные ударные группы советских войск. К этому времени во вражеской обороне образовался выступ, так называемая, Воронежская дуга, внутри которой находились 10 немецких и 2 венгерские дивизии. Советское Верховное Главнокомандование решило нанести удар по флангам этой дуги. 24 января 4-й танковый корпус 40-й армии прорвал брешь в обороне противника, открыв путь советским войскам. В результате Воронежско-Касторненской операции 25 января город был полностью освобожден, а вся вражеская группировка оказалась в полном окружении. И хотя бои продолжались вплоть до 17 февраля 1943 года, Воронеж был очищен одним мощным ударом, а линия фронта откатилась далеко за Дон.

 

По плану гитлеровцев Воронеж должен был сдаться в четырехдневный срок. Однако сопротивление города длилось 212 дней, поставив его на одну ступень с такими героическими городами, как Ленинград (1125 дней), Новороссийск (394 дня), Севастополь (248 дней), Москва (203 дня) и Сталинград (201 день). По другой статистике, Воронеж вошелв число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне и в число 15 городов СССР, требующих немедленного восстановления. Своих освободителей город встретил руинами. Жилой фонд города был уничтожен на 92%, из 20 000 строений полностью разрушены 18 220. На совете Правительства ставился вопрос о нецелесообразности восстановления города и его ликвидации. Но жители возвращались домой, и город оживал. Вот слова очевидца: «От проспекта Революции остается страшное впечатление. Нет ни одного целого дома. Все сожжено, все разрушено. Поперек проспекта лежат вековые деревья, много кроватей и другой мебели. Подбитые танки, автомашины…» Но и это было не самое страшное. Город, буквально, стоял на минном поле. За четыре месяца саперы обезвредили на улицах города пятьдесят восемь тысяч противопехотных и противотанковых мин. Всего их количество превысило 300000.И все же, спустя месяц после освобождения, в городе началась работа: вступили в строй временные электроустановки, временная насосная станция, а значит, население получило и воду и свет. 

К 1 сентября 1943 года водопровод был полностью восстановлен, а Воронежская ГРЭС дала ток в январе 1944 года. Из эвакуации возвращались не только люди, но и заводы, фабрики. Воронежский авиазавод за время войны выпустил более 15 000 штурмовиков Ил-2, и хотя сам завод с приближением фронта был эвакуирован в Куйбышев, уже 29 декабря 1941 года в Москву был отправлен литерный эшелон с первыми 29-ю штурмовиками, которые воронежские самолетостроители собрали на новом месте. В январе1942 года завод выпускал семь самолетов Ил-2 в сутки. В феврале их уже было 10, а в марте – 12. Приказом командования Юго-Западного фронта в январе 1942 года на пустующих площадях эвакуированного авиационного завода в Воронеже была устроена база по ремонту фронтовых самолетов, переросшая к июню того же года в ремонтный завод. После освобождения города в январе 1943, несмотря на серьезные повреждения – сгорели 
семь цехов, один ангар, три цеха были разрушены при бомбардировке – авиазавод был восстановлен в кратчайшие сроки. К концу года уже работали цеха: агрегатный, механический, инструментальный, сварочный. Было отремонтировано 218 самолетов Ил-2; 25 самолетов У-2; 30 самолетов Як-1; 14 самолетов Ла-5; четыре самолета Пе-2; два самолета Як-6; четыре самолета Як-9; по одному Ут-2 и Ли-2. В восстановленной школе ФЗУ началась подготовка кадров.

В Воронеже размещался и военный завод № 723, официально известный как 2-ой Государственный механический заводом имени Коминтерна, которому перед самой войной было поручено наладить серийное производство пусковых установок залпового огня БМ-13, только что поступивших в производство. Тех самых «Катюш», под чьим сокрушительным огнем в январе 1943 началось победоносное контрнаступление, закончившееся освобождением города.Сразу 
же после начала вторжения, завод перешел на работу в две смены, несмотря на то, что уже на второй и третий день войны отсюда на фронт ушло около четырехсот человек. Вернувшийся из Москвы директор Ф.Н. Муратов объявил, что к 1 июля нужно представить не одну, а две серийные машины. И в июле же необходимо изготовить тридцать боевых машин БМ-13, а в августе – еще сто. Таким образом, воронежский завод имени Коминтерна, основным направлением деятельности которого был выпуск оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства, срочно переходил на производство военной продукции. Станки, занятые для изготовления сугубо мирных товаров, были переоборудованы на производство деталей к пусковым установкам. И 26 июня 1941 года, на четвертый день войны, была завершена сборка первых двух серийных установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, тут же принятых представителями Главного артиллерийского управления. Начатое в первый военный день производство самого грозного оружия Великой Отечественной войны продолжалось в Воронеже до осени 1941 года. 

Затем завод был эвакуирован под Свердловск, в поселок Малый Исток, где в кратчайшие сроки возобновил работу в составе предприятия «Уралэлектротяжмаш». На воронежской земле погибло около 400 000 советских воинов... Было уничтожено 26 немецких дивизий, 8-я итальянская армия и 2-я венгерская армия, а также румынские части. Количество пленных – больше, чем под Сталинградом. В ходе длительных кровопролитных боев на воронежском направлении была задействована огромная группировка сил противника, которую германцам так и не удалось использовать под Сталинградом. Битва за Воронеж создала все условия и предпосылки к победе наших войск в Сталинградской битве, стала залогом Победы во всей Великой отечественной войне.