ЛЕНИНГРАД! Я ЕЩЕ НЕ ХОЧУ УМИРАТЬ…


Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград… Эти названия знакомы каждому кто родился в России. Это не просто названия – это символы. Каждый связан с целой эпохой жизни нашей страны. Ленинград – имя опалённое боевым огнём, имя города-героя, перенесшего 872 дня блокады. Имя, с которым наши солдаты шли в бой.

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – два года и почти 5 месяцев Ленинград боролся за жизнь, отрезанный от всего мира кольцом блокады. В начале сентября 1941 года войска фашистской Германии вышли к Ладожскому озеру, полностью окружив город на Неве. С военной точки зрения задача противника захватить город стратегически была очевидна - Ленинград представлял собой крупный промышленный и экономический центр, второй после Москвы, с населением в 3.5 миллиона человек. Здесь было сосредоточено более 300 промышленных предприятий, производившей 12% от всей индустрии страны. Работало 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106 техникумов. К началу войны в городе находились 500-ти тысячная советская армия и Балтийский военно-морской флот, а также торговый флот. Но даже это было не так важно, как то, что город был идеологическим символом величия и независимости нашей страны. Северная столица – колыбель Революции, город, носивший имя вождя.

Захват Ленинграда нанес бы непоправимый удар по СССР и полностью развязал руки силам вермахта на севере. Но, подойдя к городу, немецкая армия столкнулась с нехваткой средств для прямого наступления. Вместо подкрепления генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб получил приказ: большую часть своих танков направить в поддержку группы армий «Центр» для запланированного наступления на Москву. А Ленинград стереть с лица земли при помощи бомбежек 
и голода, взяв город в кольцо. То, что эти планы не были реализованы, стало осуществимо благодаря мужеству защитников города и самих ленинградцев. За время блокады погибло около 1,5 миллиона человек. 

Причем, от обстрелов и бомбёжек погибло значительно меньше ленинградцев, чем от голода. В послании командования германских ВМС в адрес командования Группы армий «Север» было написано: «С нашей стороны нет интереса в том,чтобы хотя бы часть населения этого города осталась жива в ходе нашей борьбы за существование». Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму, когда за период с декабря 1941 по февраль 1942 умерло более 250000 человек. «Люди настолько ослабли от голода, что не оказывали сопротивления смерти, они умирали, будто засыпая. А лежащие рядом люди этого и не замечали. Смерть стала явлением, которое можно было наблюдать на каждом шагу», — писал выживший.

Однако, Ленинград не просто выживал. Город жил! Работал! Он производил промышленную и военную продукцию, поставляя её не только в войска, защищавшие город, но и «на материк» – за пределы кольца блокады. За второе полугодие 1941 года Ленинград дал фронту 713 танков, свыше 3000 полковых и противотанковых орудий, более 10300 минометов, 480 бронемашин, 58 бронепоездов. Более 3 миллионов снарядов и мин, 40 тысяч реактивных снарядов. Выпускаемая в городе техника и боеприпасы направлялись не только на Ленинградский фронт, но и для обороны Москвы. В самый разгар битвы за столицу из осаждённого Ленинграда было отправлено свыше 400 полковых пушек, около 1000 миномётов различных калибров и почти 40000 бронебойных снарядов. 28 ноября 1941 г. командующий Западным фронтом Георгий Жуков прислал в Ленинград телеграмму: «Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами». В дни блокады работали и учреждения культуры города – Публичная библиотека и Библиотека Академии наук СССР. Продолжали вещание радиостанции, давали представления театры. 

А 9 августа 1942 в зале Ленинградской филармонии впервые была исполнена знаменитая Ленинградская симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Исполнение транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие солдаты. Один из них после войны признался: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем эту войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть». Ленинградские заводы неуклонно увеличивали выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов. Если принять производство военной продукции в первом квартале 1942 года за 100 %, то в третьем оно составило 488,1 %, а в четвёртом 572,8 %. За 1942 год Ленинград дал фронту 60 танков, 692 орудия, более 1500 миномётов, 2692 станковых пулемёта, 34936 автоматов ППД, 620 автоматов ППС, 139 ручных пулемётов. Ленинградские заводы закончили строительство 38 боевых кораблей (в том числе 2 миноносца, 1 подводную лодку, 6 торпедных катеров, 2 морских охотника).

Единственной связью осаждённого города с остальной страной была «Дорога Жизни». Официальное название – Военно-автомобильная дорога № 101. Она шла по Ладожскому озеру, и потому на время ледохода и ледостава движение прекращалось. Зимой по «дороге» шел автомобильный и гужевой транспорт, весной и летом – водный. Всего за время действия «Дороги Жизни» были перевезены 1,376 миллионов человек и 1,615 миллионов тонн грузов. Кроме того, под водой проходил трубопровод для перекачки нефтепродуктов и линия электропередачи от Волховской гидроэлектростанции. Фашистские войска неоднократно пытались прервать движение по «дороге», но это им так и не удалось. Первые попытки прорыва блокады Ленинграда – в 1941-1942 годах – были неудачными. 

Советские войска удерживали небольшой плацдарм на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, имевший длину около трёх километров, так называемый «Невский пятачок», который в дальнейшем должен был послужить плацдармом для будущего наступления. За удержание плацдарма весь личный состав 70-ой стрелковой дивизии был награждён орденами и медалями: 18 воинов – орденами Красного Знамени, 30 – орденами Красной Звезды, остальные – медалями «За отвагу». А сама дивизия была преобразована в 45-ю гвардейскую, став таким образом первой гвардейской дивизией на Ленинградском фронте. Бои на «Пятачке» стоили жизни 50 000 советских солдат и командиров.

Ораниенбаумский плацдарм – 65 километров по фронту и около 25 километров в глубину – также оттянул на себя значительные силы противника. Его поддерживали огнём орудия Кронштадтской крепости и корабли Балтийского флота. Благодаря Ораниенбаумскому плацдарму советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду, создав напряжённость в тылу немецких войск, и сохранить историческое наследие Ораниенбаума. Отсюда началась операция «Январский гром» послужившая началом к полному освобождению от блокады.18 января 1943 года кольцо было прорвано, в город по полосе вдоль Ладожского озера пошли поезда и грузовики с грузом продовольствия и других необходимых припасов. Железнодорожная линия длиной 33 километра получила неофициальное название «коридор смерти», поскольку находилась в зоне артиллерийского обстрела противника. Линия работала по ночам, пропуская за это время до 25 составов. В январе 1944 года блокада была снята окончательно.